Особенности реабилитационной работы с несовершеннолетними в ГБУСОН РО «СРЦ Егорлыкского района»
- Просмотров: 134
Из-за нестабильного психического состояния детей из асоциальных семей, попадающих в центр, невозможно говорить о формировании у них мотивов нравственного поведения, нравственных ценностей. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, у них отсутствует доверие к людям.
И прежде чем укрепить мотивацию несовершеннолетнего к нормальной жизнедеятельности, важно добиться, чтобы он мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился понимать себя и других. Надо помочь ребенку и подростку разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта. Несовершеннолетние, поступающие в центр, в основном воспитываются в неполных семьях. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения. Поэтому, самые первые задачи специалистов нашего учреждения, работающих с детьми и подростками:
- оказать им максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни;
- предоставить ребёнку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор, которые удовлетворят интересы детей и помогут развить у них социально-значимые потребности.
Опыт показывает, что цель достигается, так как на неё работает целый комплекс факторов: в нашем центре преобладает тёплая, спокойная, доброжелательная атмосфера, приближенная к домашней, обстановка, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребёнку и вера в то, что его жизнь изменится к лучшему, индивидуальный подход и внимание к его личности, а также, отношение заботы, ранее не знакомое ребенку.
В реабилитационных группах для дошколят и воспитанников школьного возраста создана возможность окунуться в атмосферу домашней жизни: спокойный тон общения воспитателя с детьми, наличие своих вещей, возможность найти любимое местопребывание в учреждении. С целью укрепления и развития нормальной коммуникации подростков, воспитатели очень бережно строят повседневное общение с детьми, исключающее жестокие категоричные требования, ориентируются на позитивные возможности ребёнка.
Социализация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа с воспитанниками сориентирована на восстановление ребёнка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях. Обучая детей новым навыкам, воспитатели оказывают эмоциональную поддержку, создают условия для успеха, поддерживают, сочувствуют в затруднительной ситуации, вместе с ребёнком ищут ошибки, радуются удаче. Вся система отношений к ребёнку подчёркивает его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих, каждый ребёнок чувствует внимание окружающих к значимым событиям своей жизни: празднуют дни рождения, радуются успеху в любом занятии.
Меры социально-психологической реабилитации детей, проживающих в центре, прежде всего, направлены на развитие личностных и средовых ресурсов. К ним относятся умение выражать свои чувства и различать проявления чувств другого человека, умение находить, принимать и оказывать поддержку, расширение представлений о себе, ресурсах своей личности, осознание целей и ценностей собственной жизни, умение ставить жизненные цели в соответствии со своими возможностями, умение принимать на себя ответственность. Цель социальной реабилитации детей, проходящих реабилитацию в центре, это привитие ребенку общественно-полезных норм и ценностей, улучшение его физического и психического здоровья, укрепление внутреннего потенциала, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни.
В работе с воспитанниками, педагоги и специалисты работают над формированием следующих социальных знаний и навыков, необходимых им в самостоятельной жизни:
- формирование навыков правильного поведения;
- трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
- самообслуживание;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие познавательной сферы и др.
Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступившим в учреждение. Поэтому важнейшая задача воспитателей научить детей правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности. Развитие коммуникабельности осуществляется педагогами ежедневно: в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений, при проведении праздников и мероприятий в центре, во время со сверстниками и взрослыми.
Формирование навыков правильного поведения осуществляется воспитателями, социальным педагогом, педагогом-психологом посредством уроков культуры поведения, занятий по эстетике, в процессе индивидуальной работы с каждым ребенком, а также посредством решения ситуационных задач. Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце курса реабилитации конкретного ребенка дает ощутимый результат. Специальной формой обучения общению являются социально-психологические тренинги «Жизненные навыки», «В гостях у сказки», которые помогают адаптации детей к жизни в условиях центра и вне его. Тренинги облегчают процесс овладения подростками знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения.
Так же одной из форм социальной реабилитации является вовлечение детей в посильный, развивающий труд, с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое участие воспитанников в труде совместно с воспитателями, дает им опыт в налаживании взаимоотношений в коллективе, формировании навыков трудового общения и отношений товарищеской взаимопомощи и ответственности. Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания происходит во время выполнения хозяйственно-бытовых поручений: дети дежурят в столовой, уголке природы. С удовольствием трудятся дети на клумбе, в огороде. За выполненное порученное дело выносят друг другу оценку, что стимулирует ребенка более ответственно относиться к труду. Для социально-трудовой адаптации несовершеннолетних действуют кружки: «Искусство квилинга», «Красота спасет мир», «Авиамоделирование», «Художественная обработка древесины».
У воспитанников искажены или сужены представления об окружающем мире, интеллектуальные представления бедны, не развиты учебные умения и навыки, многие подростки полуграмотны, что является следствием нерегулярного посещения ими в течение длительного времени общеобразовательных учреждений. Поэтому, важным направлением является педагогическая реабилитация, включающая в себя формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в воспитательно-реабилитационном процессе на основе индивидуально-комплексного плана развития, раннюю профориентацию подростка.
Чтобы ребенок в дальнейшем развивался и совершенствовался, необходимо развитие у него познавательного интереса, любознательности. Эти качества помогут воспитанникам центра в дальнейшей самостоятельной жизни не потеряться, научат находить выход из любой трудной жизненной ситуации. Формирование этих социальных навыков происходит в процессе различных викторин(литературных, музыкальных и т.п.), во время познавательно-развлекательных игр «На ошибках учатся», «Экология и мы», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Игра-путешествие по планете Вежливость» и других. Познавательные навыки и речь развиваются на часах чтения, на самоподготовке когда дети выполняют домашнее задание.
Одним из ведущих направлений реабилитации несовершеннолетних школьного возраста является школьная адаптация и повышение школьной мотивации. Социальным педагогом центра уделяется большое внимание изучению причин школьной дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности в обучении. Во многих случаях реабилитировать подростка - значит снять у него страх перед школой, восстановить и укрепить общие навыки, способность к волевому усилию, придать ему уверенность в своих силах и на этой основе пробудить у него желание быть учеником. Полученные навыки для части подростков могут стать основой в дальнейшей профессиональной деятельности, повысить уровень их социально-бытовой адаптации, расширить возможности их трудоустройства, что является основой в определении активности и самостоятельности в дальнейшей жизни.
В течение всего периода реабилитации в центре оказывается множество социально-педагогических услуг. Среди них: профилактика отклонения в поведении - «Правила поведения в школе и дома», «Правила поведения в общественных местах»; взаимодействие со специалистами СРЦ и учителями школы. Воспитатели стараются изменить отношение детей к своему здоровью, выбору жизненной позиции путём личного примера. Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с воспитанниками, которая: решает воспитательные и реабилитационные задачи в их единстве; создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности; основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка; содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем; носит стимулирующий характер; направлена на формирование положительного отношения детей к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т. д.)
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова. Работая, мы стараемся решить данную проблему. Задача специалистов состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости. Помогает раскрывать духовный и творческий потенциал несовершеннолетних, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде кружок «Мир моей души».
Мероприятия по психолого-педагогической реабилитации осуществляются педагогом-психологом. Эта работа проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие личности несовершеннолетнего, формирования навыков эффективной межличностной коммуникации, поиска путей адекватного разрешения конфликтов. Групповые занятия с несовершеннолетними - «Знакомство», «Эмоции и чувства в жизни человека», «Конфликты», «Я не умею говорить», «Я вижу, я слышу, я говорю», «Семья, люди, значимые для тебя» и др. помогают созданию доверительной атмосферы между детьми, принятию групповых правил, снятию эмоциональное напряжение, формированию позитивной Я – концепции, поддерживанию позитивного отношения к жизни, определению критериев дружбы и любви.
Специалист создает комфортные условия для общения со сверстниками, педагогическим составом учреждения, помогает установить контакт с родителями. В работе активно используются такие формы и методы, как арттерапия, сказкотерапия, проводятся сеансы релаксации, игровой терапии, которая основывается на доверии к ребенку, к его безграничным возможностям, вере в его самостоятельность. Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное "Я" (чувства, мысли, переживания и поступки), т.к. игра - естественное для ребенка средство коммуникации.
Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центра корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.
Важнейшим направлением деятельности центра является организация эффективного сопровождения в ходе развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной нормативности «Остров спасения», программа по восстановлению толерантного сознания «Жить в мире с собой и другими».
Система работы по организации досуговой деятельности в нашем центре является важным направлением воспитательно-профилактической работы и нацелена на то, чтобы дать воспитанникам установку на правильный, социально одобряемый образ жизни, способствовать формированию устойчивых привычек в поведении, отношении к людям, к делу. Традицией нашего учреждения стало проведение таких праздников, как «День матери», «День семьи», «День защиты детей», а также фольклорных игровых программ для детей и родителей: «Сорок сороков», «Рождественские посиделки», «Масленица», ежемесячных досуговых тематических мероприятий, являющихся одним из методов профилактики семейного неблагополучия.
Важное место в организации детского досуга занимает проведение творческих фестивалей, в рамках которых подростки могут не только отдохнуть, но и показать своё мастерство. Ярким примером может служить участие несовершеннолетних в областном фестивале детского и семейного творчества «Цветик-семицветик».
Коррекционно-реабилитационная работа по развитию вышеперечисленных социальных навыков у воспитанников центра в дальнейшем способствует развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции. Работа, проводимая специалистами нашего центра, позволяет приспособить, адаптировать подростков к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.